1 из 10

Исторический калейдоскоп

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ

БиБ1812


Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ

75 лет тому

1942 г.


29 июля 1942 года для награждения командного состава Красной Армии учреждены ордена Александра НЕВСКОГО, СУВОРОВА и КУТУЗОВА!

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ

РождественскийР


А нам смешны
пророки
неуклюжие.

Ведь им ответить сможем мы сполна.

В любом из нас клокочет революция

Единственная.
Верная.
Одна.

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ


Пионерии - 95!

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ


Кто с мечом к нам прийдёт, от меча и погибнет!

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ


Позывной "Чайка"!

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ


"Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой..."

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ

ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ!


110 лет тому
родился основоположник практической космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Павлович Королёв.

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ

75 лет тому

Moscaw1941


5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии под Москвой

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ

75 лет тому


Moscaw1941


5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии под Москвой

подробнее...

ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ

01.06.2014
70 лет назад

Схема боевых действий

Общая глубина обороны немецких войск на могилевском направлении достигала 60 км. В междуречье Прони и Днепра противником были созданы 2 полосы тактической зоны обороны, промежуточный и армейский тыловой оборонительные рубежи. Передний край обороны противника прикрывали проволочные заграждения в 2-3 ряда с сигнальными приспособлениями, спираль Бруно, рогатки, иные препятствия, которые прикрывались минными полями.

Населенные пункты, в первую очередь расположенные вблизи дорог, представляли собой опорные пункты. Наиболее сильно был укреплен Могилев. Подступы к городу с востока прикрывались тремя оборонительными обводами: первый – в 5 – 15 км; второй – в 3 - 4 км от города и третий – по его окраине. Гитлер объявил Могилев, наряду с рядом других городов Белоруссии, укрепленным районом. По его приказу, как показал плененный впоследствии комендант Могилевского укрепленного района генерал-майор Г. Эрдмансдорф, он “должен был удерживаться любой ценой, даже при полном его окружении. Оставление укрепленного района войсками допускалось только с разрешения фюрера, по ходатайству командования группы армий”.

В 4 часа утра 22 июня 1944 года после 30-минутной артиллерийской подготовки за сутки до начала наступления была проведена разведка боем. По ходу операции особенно успешными оказались действия разведывательной роты 330-й стрелковой дивизии, которая, форсировав р. Проню, ворвалась в траншеи врага и закрепилась на ее западном берегу. В ночь на 23 июня 4-я воздушная армия генерал-полковника авиации К.А. Вершинина, провела предварительную авиационную подготовку. Фронтовая авиация совершила 359, а авиация дальнего действия – 260 самолето-вылетов. Из-за дождя и густого тумана артиллерийскую подготовку пришлось перенести с 7 часов на 9 часов утра. Уже во время первого огневого налета двенадцать специально подготовленных усиленных стрелковых рот переправились через Проню, преодолели минные и проволочные заграждения и атаковали передний край обороны немецких войск. Используя артиллерийскую завесу, они захватили от одной до трех траншей, а в полосах 290-й и 222-й стрелковых дивизий вышли к четвертой траншее. Как показал один из плененных фельдфебелей врага: “23-го утром начался ураганный огонь. Снаряды смешивали все с землей. Траншеи были засыпаны снарядами. Когда через два часа артиллерийский огонь стал перемещаться в глубину, и мы вышли из укрытий, то русские нас уже обошли. Мы были окружены, сопротивление было невозможно”.

Итогом 3-дневных боев войска 2-го Белорусского фронта стал прорыв сильно укрепленной обороны врага в ширину до 75 км и в глубину на 30 км. Немецкое командование вынуждено было начать отвод своих главных сил к Днепру. Учитывая это, генерал-полковник Г.Ф. Захаров в ночь на 26 июня приказал 33-й армии перейти в наступление на шкловском направлении, 49-й и 50-й армиям – к исходу дня выйти на восточный берег Днепра, а подвижной группе – с ходу форсировать его.

После отражения попыток противника прорваться из Могилева советские войска начали штурм города. Для этого во всех дивизиях были созданы штурмовые группы численностью 50-60 человек. Эти группы были усилены танками, противотанковыми орудиями, самоходными артиллерийскими установками, минометами и саперными подразделениями. После ожесточенных боев 290-я стрелковая дивизия овладела северной окраиной Могилева. 878-й стрелковый полк этой дивизии, захватил парк на северо-восточной окраине города, взяв в плен до 500 солдат и 20 офицеров. К 11 часам 855-й стрелковый полк вышел к центру Могилева. Здесь он соединился с подразделениями 238-й стрелковой дивизии. С того времени боевые действия в городе приняли очаговый характер, и к 18 часам 28 июня 1944 года остатки его гарнизона сложили оружие.

В борьбе за Могилев враг потерял более 6 тысяч солдат и офицеров убитыми и около 3,4 тысячи пленными. В числе пленных оказался и комендант Могилевского укрепленного района генерал-майор Г. Эрдмансдорф с его штабом. Советские войска уничтожили 70 танков и штурмовых орудий, более 200 орудий и минометов, 316 пулеметов, 840 автомашин. Кроме того, они захватили 15 танков и штурмовых орудий, 160 полевых орудий, 70 минометов, 300 пулеметов, 1200 автомашин, 45 складов.

При этом потери 2-го Белорусского фронта (с 21 июня по 30 июня 1944 года) в людях составили 19 875 человек, из них – 4001 убитым.

80 лет назад

20 июня 1934 года в Москве в семье военнослужащего родился советский автор-исполнитель песен (бард), киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт, один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более 300 песен - Юрий Иосифович Визбор.

После окончания в 1955 году московского педагогического института по специальности «Русский язык и литература», Визбор с августа по сентябрь работал по распределению учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги (Архангельская область) откуда и был призван в ряды Советской Армии в октябре того же года.

По завершении в 1957 году срочной службы вернулся в Москву и продолжил свою трудовую деятельность уже на поприще журналиста. Был одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». Хрущёвская "оттепель" не минула и самодеятельное творчество. И хотя продолжалась она не долго, но толчок для развития бардовского движения был дан, и до сих пор бардовская песня популярна во всех слоях нашего общества.

Юрий Визбор почти профессионально увлекался альпинизмом и горными лыжами. Он был даже инструктором по горнолыжному спорту и много раз принимал участие в восхождениях на Памире и Кавказе. Всё это не могло не отразиться на тематике его песен. Значительную часть его песенного творчества занимала и патриотическая тема.

Песни Визбора приобретают популярность по всей стране и, в первую очередь, среди студентов, туристов и интеллигенции. Многие из них даже стали считаться народными.

За 33 года поэтом написано более 300 песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами.

К сожалению, из-за болезни Юрий Визбор рано ушёл из жизни. В сентябре будет 30 лет, как его нет с нами. Но с нами остались его песни. Эти песни любят, помнят и поют.

СЛУШАЕМ ПЕСНИ ЮРИЯ ВИЗБОРА

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Багульник": Объём информации 2,48 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Баксанская": Объём информации 3,22 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Бригантина": Объём информации 0,71 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Домбайский вальс": Объём информации 1,10 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Рассказ технолога Петухова": Объём информации 4,81 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Сахалин": Объём информации 3,25 мб

85 лет назад

Выдающаяся советская певица Людмила Георгиевна Зыкина родилась 10 июня 1929 года в Москве в семье рабочих. Кроме неё в семье был также брат – Александр. Когда началась Великая Отечественная война, Люде исполнилось только-только 12 лет, но в те грозные годы дети взрослели рано. Будущая певица работала токарем на Московском станкостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе. Место отцов, ушедших на фронт, заняли их дети. Помогала вместе со многими тысячами таких же, как и она подростков, ковать победу. После войны работала санитаркой в подмосковном военно-клиническом госпитале, а затем швеёй в больнице имени Кащенко.

Свои первые “певческие” университеты будущая певица прошла в семье. Домашнее пение (впрочем, как и чтение, вслух) в те годы было не в диковинку. Творческая биография началась в 1947 году с участия во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, в ходе которого из 6000 претендентов в Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого приняли только четверых: трёх юношей и одну девушку - Людмилу.

В 1957 году Зыкина стала лауреатом Шестого фестиваля молодежи и студентов в Москве а в 1960 году одержала победу во Всероссийском конкурсе артистов эстрады. В этот же год она становится солисткой Москонцерта.

И только в 1969 году Людмила Зыкина окончила Московское музыкальное училище им. М. Ипполитова-Иванова (класс Елены Константиновны Гедевановой), а в 1977 году - Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.

Популярность и слава Зыкиной не знали границ – её с восторгом принимала публика не только во всех республиках СССР, но и во многих странах мира, а пластинки с её песнями расходились по всему миру многомиллионными тиражами. В 1965 году она была удостоена французского Ордена «За эстетическое воспитание молодежи» — за миллионный тираж пластинок, способствующий популяризации песен в среде французской молодежи.

30 марта 1973 года ей было присвоено высокое звание Народной артистки СССР.

В 1977 году Зыкина создала Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», который стал одной из визитных карточек Советского Союза. Помимо эстрады, певица преподавала в Московском государственном институте культуры, в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1987 года за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В год 60 - летнего юбилея – в 1989 году – Государственный комитет СССР по народному образованию присвоил Зыкиной ученое звание доцента кафедры “Народный хор”. И по заслугам - ведь многие её ученики стали лауреатами международных и российских конкурсов, заслуженными артистами и педагогами. Да и сама певица часто приглашалась в жюри фестивалей и конкурсов различных уровней как внутри страны, так и за рубежом.

23 июля 1991 года в газете “Советская Россия”, было опубликовано письмо – “Слово к народу” - с критикой курса Горбачева и Ельцина.

Людмила Зыкина подписала его наряду с рядом политиков и деятелей культуры Советского Союза, пытаясь открыть людям глаза и предотвратить надвигающуюся катастрофу. Вот выдержки из этого письма – “Родина, страна наша, государство великое, данное нам в сбережение историей, природой, славными предками, гибнет, ломается, погружается во тьму и небытие. И эта погибель происходит при нашем молчании, попустительстве и согласии. … Что с нами сделалось, братья? Почему лукавые и велеречивые властители, умные и хитрые отступники, жадные и богатые стяжатели, издеваясь над нами, глумясь над нашими верованиями, пользуясь нашей наивностью, захватили власть, растаскивают богатства, отнимают у народа дома, заводы и земли, режут на части страну, ссорят нас и морочат, отлучают от прошлого, отстраняют от будущего — обрекают на жалкое прозябание в рабстве и подчинении у всесильных соседей? … Братья, поздно мы просыпаемся, поздно замечаем беду, когда дом наш уже горит с четырех углов, когда тушить его приходится не водой, а своими слезами и кровью. Неужели допустим вторично за этот век гражданский раздор и войну, снова кинем себя в жестокие, не нами запущенные жернова, где перетрутся кости народа, переломится становой хребет России? … Сплотимся же, чтобы остановить цепную реакцию гибельного распада государства, экономики, личности; чтобы содействовать укреплению советской власти, превращению ее в подлинно народную власть, а не в кормушку для алчущих нуворишей, готовых распродать все и вся ради своих ненасытных аппетитов; чтобы не дать разбушеваться занимающемуся пожару межнациональной розни и гражданской войны.”

Как правы были тогда эти люди. И каких трудов будет стоить, и прежде всего России, чтобы вернуть народу уверенность в своём будущем и гордость за державу свою!

Голос Зыкиной — полнозвучное и мягкое меццо-сопрано. Всю свою творческую жизнь певица придерживалась народного русского стиля пения – хорового и сольного. Даже советские песни, очень часто написанные именно для Зыкиной, она умело стилизовала под русские народные песни, что придавало им особое звучание. А с ней работали многие известные композиторы, чьи песни она исполняла - Марк Фрадкин и Григорий Пономаренко, Александра Пахмутова и Александр Аверкин, Виктор Темнов и Николай Поликарпов.

За свою долгую творческую жизнь она получила много наград и званий. И всё-таки приятно знать, что в 1997 году она стала Народной артисткой Республики Марий Эл.

В последние годы жизни Людмила Зыкина долго и тяжело болела. Но, не смотря на это, 10 июня 2009 года, певица отметила свой 80-летний юбилей, на который к ней пришли многие известные россияне. Через три недели великой певицы не стало. 1 июля 2009 года она скончалась в Москве в возрасте 80 лет от остановки сердца.

Прощание с Людмилой Зыкиной проходило 3 июля 2009 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве. После отпевания, которое состоялось 4 июля 2009 года в Храме Христа Спасителя, певицу с воинскими почестями похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой Галины Улановой. Но песни её не умерли, и они остаются с нами. И эти песни переживут ещё многие и многие поколения.

ПОЁТ ЛЮДМИЛА ЗЫКИНА

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Созвездие Гагарина": Объём информации 3,25 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Течёт река Волга": Объём информации 4,59 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Оренбургский платок": Объём информации 4,56 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Тонкая рябина": Объём информации 4,10 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Утро туманное": Объём информации 3,25 мб

СЛУШАЕМ ПЕСНЮ: "Поклонимся великим тем годам": Объём информации 4,60 мб

125 лет назад

Русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова родилась 23 (10-го по старому стилю) июня 1889 года под Одессой, в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке. Настоящая фамилия - Горенко. Детские годы провела в Царском Селе. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии.

"Забудут?-Вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где может лежу и сейчас."

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В 1905 году после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 - 1907 годах она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 - 1910 годах - на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

Печататься начала в 1907 году и уже первые сборники стихов сделали её знаменитостью, принеся всероссийскую известность. В 1911 году, избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в "Аполлоне".

В 1910-1912 годах путешествовала по Германии, Франции, Италии.

Её камерные, преимущественно любовные, лирические стихи своеобразно отражали тревожную атмосферу предреволюционной России.

В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.).

И хотя отношение к Великой Октябрьской революции у поэтессы было неоднозначное, но вопрос об эмиграции даже не ставился. Анна Ахматова осталась в России. В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба - 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план.

Творческий путь её был долог и тернист, а стиль органично соединил в себе традиции русской классики и новые веяния послереволюционной поэзии.

В трагические 1930 - 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 года.

Особое место в творчестве занимает тема Великой Отечественной войны. Пройдя ленинградскую блокаду Ленинграда, она разделила со своим народом и его горе, и его славу. Она создает цикл стихов, полный любви к родине.

Поэзия Ахматовой обрела поистине высокое гражданское звучание. В последние годы жизни Ахматова завершила «Поэму без героя», «Реквием». Работала над переводами (древняя корейская поэзия, сербский эпос). Написала цикл этюдов о Пушкине.

Прижизненные сборники стихов Ахматовой: «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Из шести книг», «Бег времени».

Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX века получило мировое признание. В 1964 году она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", а в 1965 году - обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

5 марта 1966 году Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах её был погребён на кладбище в поселке Комарово, что под Ленинградом.

210 лет назад

“Во многих отношениях Глинка имеет
в русской музыке такое же значение,
как Пушкин в русской поэзии.“
(известный критик В. В. Стасов)

1 июня 1804 года в селе Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской области в семье помещика родился будущий основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка.

Портрет М. Глинки. Художник А. Кручина

Для русской музыкальной культуры Михаил Глинка стал такой же ключевой фигурой, как Александр Пушкин для русской литературы: опираясь на опыт, накопленный предшественниками, обогатив себя знаниями классического искусства Европы, они оба, практически современники, вывели русскую литературу и музыку на новый уровень.

Премьера оперы “Жизни за царя” состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери: “Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…”

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный “Канон в честь М. И. Глинки”. Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

“Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка -
Уж не глинка, а фарфор!”

Помимо оперы – “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) в творческом багаже композитора ещё только одна опера, но какая - “Руслан и Людмила”, несколько симфонических произведений, фортепианные сочинения, романсы. То, что он сделал за свою короткую жизнь для русской музыки, невозможно переоценить. Каждый жанр, к которому обратился композитор, получил не только новый уровень осмысления, но и мощный импульс для дальнейшего развития. Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке (увертюра “Руслана и Людмилы”) и в симфонических пьесах. “Вальс-фантазия” для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839 года; оркестровые редакции 1845 года и 1856 года) - первый классический образец русского симфонического вальса. “Испанские увертюры” - “Арагонская хота” (1845 год) и “Ночь в Мадриде” (1848 год, 2-я редакция 1851 год) - положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В скерцо для оркестра “Камаринская” (1848 год) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

Критик В. Стасов писал, что “Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни”.

Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности - фундамента глинкинской мелодики, - также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Ещё во время учёбы в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище, где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер, Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. “Не пой, красавица, при мне”, “Я помню чудное мгновенье”, “В крови горит огонь желанья”, “Ночной зефир”). Известны также его романсы и на произведения других поэтов - Жуковского (баллада “Ночной смотр”), Баратынского (“Не искушай меня без нужды”), Кукольника (“Сомнение» и цикл из 12 романсов “Прощание с Петербургом”). Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 2 струнных квартета, Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832 год).

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Первый памятник Глинке. Создан в 1885-87 гг. и установлен в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы (которая после кончины их матери и двух своих детей с начала 1850-х годов целиком посвятила себя заботам о брате, а после его кончины сделала всё, чтобы опубликовать его произведения) прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу написали «ФАРФОР». Это очень символично, если вспомнить канон, сочиненный друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина». На могиле Глинки установлен памятник, созданный по эскизу И. И. Горностаева.

В Берлине на русском православном кладбище находится мемориальный памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.

ФИЛЬМ
"КОМПОЗИТОР ГЛИНКА"
посмотреть

Биографические фильмы полны драматизма и увлекают не хуже голливудских блокбастеров. Фильм «Композитор Глинка» – картина о жизни и творчестве человека, подарившего миру такие шедевры как оперы «Руслан и Людмила», и «Жизнь за царя», а также множество других произведений: от камерно-инструментальных сочинений до песен и романсов. В биографической картине роль Глинки исполняет Борис Смирнов, а его сестру – Любовь Орлова. Кроме того, в фильме снимались Георгий Вицин, Святослав Рихтер, Анатолий Папанов, Лев Дурасов и другие известные актеры отечественного кинематографа. Творческий путь Михаила Ивановича был не так прост: первую его оперу раскритиковал в пух и прах Булгарин. Тогда Глинка надолго уезжает в Италию, где продолжает творить и совершенствоваться. Результатом поездки становится опера «Жизнь за царя», успех которой у публики превзошел все ожидания композитора. Но это был лишь начало блистательной карьеры Михаила Ивановича. После этого последовала опера «Руслан и Людмила», а также масса других произведений. К сожалению, Глинка умер в расцвете лет, не успев подарить миру еще больше великолепных произведений.

215 лет назад

6 июня 1799 года в Москве в семье небогатого помещика родился будущий великий поэт и прозаик, гордость России - Пушкин Александр Сергеевич.

Памятник А.С. Пушкину и герою его романа в стихах - Евгению Онегину на набережной Йошкар-Олы

“Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. За четверть века писательской жизни Пушкин, освоив достижения русской и мировой культуры, опыт своих отечественных литературных предшественников и народного творчества, стремительно прошёл несколько литературных эпох - от условных художественных систем 18 в. к развитому реализму, воссоздающему жизнь в её неисчерпаемой многосторонности. Язык Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Художественные открытия Пушкина определили и предвосхитили многое в дальнейшем развитии не только русской литературы (творчество Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), но и почти всех областей русского искусства и духовной культуры 19-20 вв.

Величайший лирик, Пушкин создал обращенную к реальному многообразию жизни «поэзию действительности», где лирический субъект в процессе своего индивидуального переживания созерцает и познаёт общую жизнь мира и в мире - себя. В лирике, «Евгении Онегине» и поэмах Пушкина содержание, сюжет и внутреннюю жизнь героев, исторически и социально конкретные, всегда включены в большое историческое время, в них находит выражение общий ход человеческого существования. Будучи вершиной русской поэзии, «Евгений Онегин» одновременно заложил основы и дал своего рода программу развития русского классического романа. Пушкин создал прозу как самостоятельный, со своими специфическими задачами, художественными законами и языком, вид русской литературы, призванный в эмпирическом «быте» распознавать и вскрывать черты исторического «бытия». Он положил начало почти всем современным жанрам прозы - от путевых записок и очерка до исторического романа и философской повести, указал в своих произведениях, планах и набросках направления дальнейшего движения прозы. Драматургия П., сценическая история которой бедна удачами, тем не менее, своим философским пафосом и психологической глубиной оказала на русскую литературу влияние, выходящее за пределы театра, а воззрения Пушкина на драму и театр сыграли важную роль в становлении русской школы сценического реализма. Значение Пушкина в истории передовой русской журналистики, публицистики и литературной критики огромно, в частности им впервые поставлен вопрос о литературной критике как науке, об анализе литературных произведений в его целостности. Велика заслуга Пушкина в формировании подлинно научной историографии, опирающейся на объективный анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей исторического процесса. Мысли и суждения, содержащиеся в художественных произведениях и др. работах Пушкина, имеют непреходящее философское, эстетическое и нравственное значение

В основе открытий Пушкина - его реалистический метод: изучение объективных законов бытия в их действии, в конкретных исторических, национальных и индивидуальных проявлениях - изучение, которое Пушкин определял как «глубокое, добросовестное исследование истины», анализ «вечных противоречий существенности», составляющих движущую силу жизненного процесса. Этот метод, в котором конкретные явления рассматриваются с точки зрения общих законов мировой жизни, сообщает слову Пушкина неисчерпаемую многогранность, обеспечиваемую многосторонними контекстными связями, а его произведениям - «вечную современность» и глубочайшую многозначность, воплощённую в художественной форме неповторимо гармонического совершенства, сжатости и красоты. Этот метод также позволяет Пушкину поэтически воссоздавать черты любой эпохи и культуры, демонстрируя беспрецедентную в истории «всемирную отзывчивость» (Ф. М. Достоевский). Метод Пушкина служит также основой его концепции личности как полноправного действующего лица большой человеческой истории, свободного в своих проявлениях и ответственного за них. Здесь корни гуманизма Пушкина, его гражданственности и нравственной высоты, которые вместе с пафосом истины, реализмом, народностью, историзмом утверждены им в качестве главной традиции русской литературы как «совести общества» и одной из великих мировых литератур. Произведения Пушкина переведены почти на все языки мира.”
(По материалам Большой советской энциклопедии)

Пушкинский день в России отмечается ежегодно. Государственный статус день рождения поэта получил в 1997 году согласно Указу президента РФ «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».

А в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

Русский язык является одним из шести официальных языков ООН.

В рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия День русского языка отмечается и в ООН. Решение о проведении Дня русского языка 6 июня было принято Департаментом общественной информации ООН.

По популярности в мире русский язык занимает третье место в мире, после английского и китайского.

"Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и фин и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду я любезен тем народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал."

(Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина)

Пушкинский праздник поэзии проходит и сейчас. Он имеет статус Всероссийского. Как и в прежние времена, в Пушкинских Горах и в селе Михайловском собираются многие тысячи людей, чтобы послушать поэтические произведения в исполнении молодых или уже состоявшихся поэтов. В празднике, как правило, принимают участие известные музыканты и актеры.

Русский язык, в том числе и благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, стал языком межнационального общения всей России.

К сожалению в настоящее время богатство и многобразие великого и могучего русского языка находится под угрозой загрязнения, оскуднения и трудновосполнимых потерь. Ведь исчезнуть может не только нефть, газ и уголь. Стало модно к месту, а чаще и не к месту использовать иностранные слова (чаще английские), но хочется верить что всё вернётся на круги своя. И вместо модных словечек типа байкер, пролонгация, фан и волонтёр мы будем использовать привычные и красивые руcские слова - мотоциклист, продление, болельщик и доброволец. Как прав был современник Пушкина и пропогандист его творчества в тогдашней Европе писатель И.С. Тургенев, который утверждал - "Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас."